Алла Булаш. Татьяна Михайловская, «Каждый день одно и то же»

Для анализа я взяла стихотворение «Каждый день одно и то же» Татьяны Михайловской:

«Каждый день одно и то же –
мне смотреть на эти рожи,
слушать модную солистку…
Эти танцы в стиле «диско»
за последних две недели
мне до смерти надоели!

Вот бы друг приехал старый,
мы бы спели под гитару
про весёлую метель,
про пуховую постель.
Как по этой по метели
двое саночек летели,
милый к ней, она – к нему,
из Твери да в Кострому!

Но давно молчит гитара,
нету больше дружбы старой,
всюду скука и уют…
Нынче песен не поют
про весёлую метель,
про пуховую постель
и про то, как по метели
двое саночек летели,
он – туда, она – сюда…
Разлетелись навсегда!»

Стихотворение написано двустопным ямбом и состоит из трех строф. По сюжету лирическая героиня, устав от обыденной жизни, вспоминает, как в прошлом проводила время со своим другом. Но это всего лишь приятные воспоминания. В момент рассказа героиня понимает, что подобное больше никогда не повторится, ведь с этим другом они разошлись как в море корабли.

Я применю лакановскую теорию критики. Для этого у нас есть все, что нужно: главная героиня, сюжет, воспоминания.

«Я другой» — это наша главная героиня, которая пресыщена своей нынешней жизнью: «Каждый день одно и то же». День сменяется другим и ничего не меняется. Вся жизнь превратилась в «День сурка».

Однако, надо заметить, описываются лишь последние две недели. И то, что происходит на протяжении всех этих дней трудно назвать обыденностью. Ведь героиня слушает модную музыку, ходит на танцы. Жизнь превратилась в праздность, которая быстро наскучила: «За последних две недели/ мне до смерти надоели!»

«Я Другой» — это та женщина, которой героиня являлась в прошлом. Она с радостью вспоминает те дни, когда она вместе со своим товарищем слушала и пела песни под гитару. По описанию этих важных для нее моментов, и по теме всего цикла в целом, можно понять, что все действие происходит снежной зимой. Кроме этого, так называемый «друг» является, скорее, возлюбленным героини. Значение слова «друг» трансформируется – это скорее друг сердца, друг души, для которой и пелись эти песни.

Этой категории посвящена вся вторая строфа, в то время как категории «Я другой» посвящена первая строфа. Таким образом, можно заметить четкое деление в композиции стихотворения. Соединены эти части общим образом «Я» — одной и той же женщины, только в разное время жизни.

В этой же части стихотворения появляется объект А. Упоминается музыка в стиле «диско», которой чуждо звучание обычной акустической гитары: «слушать модную солистку…/ Эти танцы в стиле «диско»/ за последних две недели/ мне до смерти надоели!», «Вот бы друг приехал старый, / мы бы спели под гитару». Рождается еще одна оппозиция. Гитара – это то, что отличает две атмосферы одной и той же жизни, только в разные периоды. Таким образом, можно сделать вывод, что объект А – это гитара.

Пунктом пристегивания является все стихотворение целом, а именно тот факт, что оно полностью состоит из воспоминания. И это воспоминание и есть такой пункт. Лирическая героиня словно сидит и размышляет о том, как ей все надоело, как ее угнетает новая модная музыка, и как было бы хорошо, если бы тот самый старый друг ее души приехал и сыграл те самые песни, под которые они проводили холодные зимние вечера.

Также внутри этих воспоминаний есть дополнительный сюжет о том, как «милый» и «она» сквозь метель на санках спешат друг у другу. Этот сюжет олицетворяет «старые времена», по которым скучает героиня. Они были гораздо душевнее, чем нынешнее. Они были полны любви и надежды. Прошлое было теплым, несмотря на холодные зимы.

В следующей, третьей, строфе рождается еще одна оппозиция – старые и новые времена. Если «старое время» олицетворяют герои песни, которые спешат навстречу друг к другу, то «новое время» это совсем другой сюжет. Герои не направляются навстречу друг другу, они «Разлетелись навсегда!»

В соответствии с этой оппозицией, «идеал – Я» это героиня песни «нового времени», которая не встретилась со своей любовью, а разлучилась с ней. В качестве доказательства данной мысли, приведем стихотворение, которое следует сразу после в цикле:

«Времена теперь другие…
Пляшут девушки нагие,
разрисованное тело
изгибается умело.
С ними дядька Черномор,
на груди его узор –
все знакомые слова,
и обрита голова,
руки тянутся до драки…
Тонет мир в полночном мраке,
из-под неба хладных век
кружит-вьюжит белый снег.
Разудалая зима
посводила всех с ума.
……
А в углу картины свет –
это ты. Меня там нет.»

Здесь и мотив другого, «нового времени», и жизнь любимого без самой героини, то есть расставание.

Следовательно, в категорию «Я – идеал» попадает героиня другой песни, песни «старого времени», которая стремится к своему возлюбленному.

Последние две категории, в принципе, очевидны. «Эрос» — это та пресыщенность новой жизнью, усталость от бездушных дней «нового времени», а «Агапэ» — это та любовь, которую испытывала героиня раньше, к своему возлюбленному и к жизни в целом.

В целом, анализируемое стихотворение тематически раздваивается: это и любовная лирика, и философская. С одной стороны, это история о несостоявшейся любви, которая была в юности героини, рассказанная через воспоминания. С другой стороны, это размышление о жизни, о том, как она изменилась, причем не в лучшую сторону.

Таким образом мы видим, что лакановская теория критика четко работает на подобном стихотворении, которое тематически, композиционно и формально построено вполне классически.