Елизавета Шмелёва. Татьяна Михайловская. Сборник «Снежное нежное», «Зимняя радость – чистый снег…»

Татьяна Михайловская – современный литературный деятель, московская писательница, стихотворения которой в рассматриваемом нами сборнике «Снежное нежное» объединены важным для нее мотивом зимы, являющимся отражением человеческой души и первичным образом, лежащим в основе темы (первичный образ – один из пунктов анализа текста в теории тематической критики (ТК), к которой в процессе повествования мы неоднократно будем возвращаться). Отношение к зиме, состоянию замерзшей природы, убеленного пейзажа, словно бы застывшего во времени, что является также и своеобразным символом России, отражено уже в названии книги. Заглавие сборника в ключе детального рассмотрения текстов означает, что появление темы в них здесь подготавливается автором.

Объектом анализа было выбрано стихотворение «Зимняя радость – чистый снег…»:

Зимняя радость – чистый снег,
ныряет в сугробы весёлая лайка.
Прохожие удивляются,
говорят: «Смотри, собаке нравится!»
Мне завидно, думаю, дай-ка
и я нырну в снег – и ныряю во сне.
Просыпаюсь наутро, спокойная, нежная…
Здравствуй, зима снежная!

Отметим, что тема избранного текста – тема-герой, ведь без столь трепетного отношения девушки (и автора) к зимнему времени мы не получили бы историю, завязанную на по-детски невинном желании нырнуть в снег.

Стоит обратить внимание на то, что композиционно стихотворение состоит из объединенных в цельный текст ключевых фрагментов, каждый из которых знаменует заглавная буква в начале строки:

  1. «Зимняя радость», которую испытывает лайка, ныряющая в сугробы чистого снега;
  2. Прохожие, удивляющиеся происходящему и с восторгом воспринимающие положительные эмоции собаки;
  3. Зависть лирической героини и ее «уподобление» животному в попытке испытать те же прекрасные чувства;
  4. Пробуждение в спокойствии и удовлетворении;
  5. Приветствие зимы снежной.

Мотив данного текста, как и других в сборнике – зима, зимнее время; мы видим общую, безличную ситуацию, общее ее обозначение. Среди тем можем выделить тему радости и восторга, вызванных зимним снежным пейзажем – это частное понятие, – а также тему уникальности лирического героя.  Девушка отделяет себя от прохожих: в обоих словах, «Мне» и «Прохожие», мы встречаем заглавные буквы; масса людей испытывает удивление, наблюдает, обсуждая увиденное вслух, и лишь один человек разделяет с лайкой эту почти что детскую радость от беззаботных игр в снежных сугробах, желая стать участником, а не зрителем, понимая эмоции на ментальном уровне, думая об этом. Породистая, особенная собака испытывает веселье, находясь в заснеженном пространстве, в то время как обезличенная толпа уподобляются зимнему пейзажу, застывая в бездействии, становясь антиподом нежности. Данные темы сменяют друг друга, после чего повествование сосредотачивается на чувствах и поступках героини.

Скажем также и о теме снов: девушка делает шаг в сторону вожделенных эмоций, прибегая к веселью во сне, ныряя в заветный чистый снег в мире собственных грез. Получается, что ментальное единение с объектом зависти происходит немного в иной плоскости – скорее в моральной, нежели физической. Но это не означает, что попытка не дает свои плоды, совсем наоборот:

Просыпаюсь наутро, спокойная, нежная…

Можно смело говорить о том, что тематический анализ выявляет многозначность текста.

В завершение истории мы вместе с лирической героиней приветствуем снежную зиму, что закольцовывает стихотворение, возвращая читателя к идее снега, выдвинутой уже в первой строке, а перед этим, как уже освещалось, в самом названии сборника. Это позволяет нам сделать вывод о ключевых для оформления темы категориях: пространственная категория здесь – круг, мы наблюдаем цикличность; а что касается времени – оно линейно, повествование начинается в настоящем и не меняется с течением стихотворения.

Что касается стихийной отнесенности темы произведения (ТК использовала теорию Г. Башляра, к которой мы здесь прибегаем, в 60-е годы), логичным было бы сделать упор на легкость и воздушность девушки, беззаботность лайки – перед нами стихия воздуха. Однако в момент описания «забав» со снегом, наблюдаем: оба персонажа ныряют в сугробы, что приравнивается к своеобразному заземлению, появляется стихия земли, которая успокаивает эмоции, бушевавшие в человеческой душе – их место далее занимают спокойствие и нежность. Нежность – вот главная характеристика снега, зимнего пейзажа и такого холодного, но в душе, по мысли автора, все же согревающего времени года. Игры в снегу возвращают нас в беззаботное детство, дают возможность почувствовать далекие радости, вспомнить былое время, может даже кого-то конкретного, кто был когда-то очень дорогим сердцу. И героиня в этом ощущении нежности сливается с периодом зимы, можем даже назвать ее некоей хуманизацией этого светлого чувства (поэтому мы можем говорить про антиподы).

Таким образом, проведя достаточно подробный анализ стихотворения «Зимняя радость – чистый снег…» Татьяны Михайловской, делая упор на структуру, отдельные смыслы и теорию тематической критики, можем говорить, что для автора, безусловно, важна сама тема, на которую делается акцент, вокруг феномена зимы разворачивается все повествование, она – тот самый Воланд, стоящий «тайно, инкогнито» на балконе Понтия Пилата.