Поптик Татьяна. Алексей Караковский, «Бездна женского угнетения»

Предметом данного анализа в пределах тематический критики становится стихотворение из сборника «Рецепт катастрофы и противоядия от нее» Алексея Караковского. Караковский – московский музыкант, писатель, поэт, публицист, член Московского союза литераторов.

Тема стихотворения А. Караковского «Бездна женского угнетения» – тема-герой, так как сама героиня попадает в ситуацию давления, а затем, пытаясь из нее выбраться, «творит» иную обстановку вокруг себя. Тема возникает в стихотворении спонтанно, с первых строк задается основная проблема – угнетенное состояние современной женщины.

Условно мы можем разделить стихотворение на три части: первая, самое начало, где перед нами предстает замученная героиня в состоянии женского угнетения; вторая – порыв героини изменить свою жизнь («Она решила действовать решительно»); и, наконец, третья часть – финал стихотворения, говорящий нам о том, как к двадцати девяти годам у женщины кончаются ресурсы и все в жизни «вот ведь незадача какая».

Исходя из такого условного разделения, мы не можем выделить одну стихию, преобладающую в стихотворении, но мы попробуем проследить переход стихий по частям. В начале стихотворения преобладает стихия земли, а именно здесь мы можем свести ее не к природной составляющей, а обозначить как нечто заземленное, бытовое, обыденное, и уже наскучившее:

Собака-абьюзер постоянно требовала выгула.
Посуда подавляла требованиями её вымыть.
Дипломная работа оказывала насилие тем,
что её нужно было сдать полтора года назад…

Далее в стремительном желании изменить свою жизнь появляется стихия огня, как символ действия и в тоже время разрушения. Действия героини очищают разум, приносят в жизнь новые эмоции: «Фитнес, медитация, йога, ЛСД, расширение сознания, // арт-терапия, здоровье, поездки за границу, рок-концерты, // крафтовая косметика, групповая психотерапия». А разрушения проявляются в переезде от родителей, разрыве «созависимых отношений» и в радикальном решении вступить в левую феминистскую организацию.

Финал стихотворения возвращает нас к первоначально преобладающей стихии – стихии земли. Отсутствие взаимных с мужчинами чувств, которые еще и денег дают «слишком мало», неоцененность убогими мещанами эстетически совершенной женщины обуславливают возврат к бытовому, несчастному, угнетенному состоянию. Холод личной жизни и «сухость», как символ жизни окружающей, как отсутствие радостных эмоций, как проблема обесценивания женщины средой, равняются вместе стихии земли. Итоговые строки стихотворения «зарывают» все глубже, так как на распутье дорог (кстати, дорога – путь по земле), выбор не велик:

Налево пойдёшь — абьюз.
Прямо пойдёшь — шелтер.
Направо пойдёшь — хоспис.

«Абьюз», «шелтер» и «хоспис» явно не вознесут героиню стихотворения к стихиям воды, воздуха или огня, следовательно, она остается «в земле».

Первичный образ стихотворения Караковского мы с легкостью найдем в современных реалиях. Стихотворение написано с явной иронией, как говорится, на злобу дня. Стремление молодых людей быть «всегда в ресурсе», посвящать свое время фитнесу, йоге, медитациям, арт-терапии комически отражено у Караковского в угнетенном состоянии героини, которой все это пользы как раз не принесло. Популярность психологов, выписывающих диагнозы всем, кто к ним приходит, с проблемами и без, употребление новомодных названий болезней: «гипоманиакальных и депрессивных эпизодов, // постравматического стрессового расстройства, // панических атак, селфхарма, дипсомании, // эмоционального выгорания…» – все это иронично называется автором «непостижимо ужасными и магически влекущими вещами». Если посмотреть на частотность употребления таких слов, звучание которых всем так «нравится», а значение даже неизвестно в настоящем мире, то их притягательность кажется действительно магической. Современное достаточно радикальное феминистское движение высмеивается вступлением в него героини с целью спасать всех таких же угнетенных собакой, посудой и дипломом девушек. Применимо и к стихотворению, и к жизни «Домострой» вспоминается не как памятник русской культуры, а отрицается как главное препятствие на пути «психически свободной, умственно толерантной, // сексуально гибкой, эстетически совершенной женщины», несчастной и всеми недооцененной.

Для оформления темы-героя, находящегося в угнетенной жизненной обстановки, автор использует вертикаль, как пространственную категорию, по которой в каждой из частей героиня спускается-поднимается; а именно поднимается во второй части после «решения действовать решительно», и снова опускается к бытовому, низкому в третьей части, когда все ее стремления подавляют патриархальное общество и «кровавый режим». Но также эту вертикаль можно преобразовать в круг, так как из начальной точки подавленного состояния через подъем, воодушевление лирическая героиня возвращается к первоначальному состоянию, снова оказывается «не в ресурсе».

Временная категория в стихотворении – прошлое, автор рассказывает нам историю женщины, все ее проблемы, попытки их исправить. Только в последней части стихотворения время, о котором говорится – настоящее. Это подчеркивает драму жизни женщины в современной мире, указывает на то, что не только лирическая героиня, но и другие девушки к двадцати девяти годам устают, теряют свои «ресурсы», жизни их подавлены «патриархальными самцами» и «кровавым режимом». Положение современной женщины – «незадача какая».

Данная тема на протяжении стихотворения не исчезает, а в каждой строфе лишь соприкасается с другими темами. Как уже было отмечено, Караковский иронично отражает многие проблемы современности: феминистское движение, доходящее до абсурда, борющееся не за права женщин, а за свои сумасшедшие противоречащие самим себе идеи; потребительское отношение девушки к мужчине, но при это отсутствие «мужества» у противоположного женщинам пола; необходимость «воспитывать», «выгуливать» взрослого мужчину; влияние на людей новых клишированных психических болезней и другие.

Мотив стихотворения содержится в идеи объяснить, что главная проблема угнетенного состояния современной женщины – желание «приписывать» себе самой все эти проблемы, от немытой посуды до психических расстройств и болезней. Стремление драматизации окружающей действительности и «проникновение» вглубь «модных» современных тенденций типа походов к психологу, бисексуальности, арт-терапии, медитаций и ЛСД и др. – это и есть причины той жизни, которая не удовлетворяет человека.

Так, в стихотворении «Бездна женского угнетения» тема-герой, то есть несчастная, подавленная жизнь женщины раскрывается при соприкосновении с другими темами, актуальными проблемами современности. Данный тематический анализ раскрывает многозначность стихотворения московского поэта Караковского.