Ульяна Б. Лебедева. Татьяна Михайловская, «Каждый день одно и то же»

Татьяна Михайловская. Снежное нежное. Стихи разных лет. – М.: Издательство “Перо”, 2022. – 64 с.

Каждый день одно и то же –
мне смотреть на эти рожи,
слушать модную солистку…
Эти танцы в стиле «диско»
за последних две недели
мне до смерти надоели!
Вот бы друг приехал старый,
мы бы спели под гитару
про весёлую метель,
про пуховую постель.
Как по этой по метели
двое саночек летели,
милый к ней, она – к нему,
из Твери да в Кострому!
Но давно молчит гитара,
нету больше дружбы старой,
всюду скука и уют…
Нынче песен не поют
про весёлую метель,
про пуховую постель
и про то, как по метели
двое саночек летели,
он – туда, она – сюда…
Разлетелись навсегда!

В данной статье будет произведён тематический анализ одного из стихотворений советской русской поэтессы, прозаика и литературного критика, Татьяны Георгиевны Михайловской. Анализ будет основываться на одном из методов литературной критики, основанном Гастоном Башляром. Для начала стоит обозначить круг вопросов, на основе которых будет строиться критический разбор стихотворения, и на которые нам следует ответить. Во-первых, это вопрос о теме выбранного текста: будет ли являться эта тема-героем или темой-ситуацией? Во-вторых, это вопрос о том, можно ли тему произведения возвести к одной из стихий, как это делал Гастон Башляр. И, если да, то почему? Третьим станет вопрос о наличии в теме стихотворения первичного образа, к которому можно будет возвести источник темы. В-четвёртых, поговорим о том, как возникает тема в данном тексте: спонтанно или же её появление подготавливается автором. Также, будет поднят вопрос о пространственных и временных категориях, являющихся ключевыми в оформлении темы. Заключительным станет вопрос о том, как соотносятся в стихотворении тема и мотив. Можно ли сказать, что тематический анализ раскрывает цельность текста – или наоборот, выявляет его многозначность?

Стихотворение посвящено воспоминаниям главного героя о былом времени, о давно прошедшей, утраченной дружбе, о желании вновь вернуться в те далёкие, счастливые годы. Оно о том, как повседневность, окружающая героя, неимоверно поглотила его с головой в омут своей однообразности, пошлости. Сразу, конечно, назревает ответ на первый вопрос – тема данного стихотворения определяется как тема-ситуация. Это объясняется тем, как разворачивается сюжетная линия. А именно, она образуется не вокруг одного персонажа, его проблем и переживаний, а вокруг проблемы, обстоятельства, которое изнутри гложет героя, заставляя его испытывать переживания. Иными словами, центром повествования становится ситуация, дающая толчок для развития других тем.

Применяя на стихотворении методику Башляра о возведении темы к одной из стихий, отнесём её всё-таки к стихии земли и воздуха. Стихотворение практически с самого начала пронизывается мотивом пути, создающим чувство притяжения к земле, к дороге («Вот бы друг приехал старый», «милый к ней, она – к нему // из Твери да в Кострому!», «он – туда, она – сюда…»). Также на земную стихию, обозначающую некую опору, стабильность и незыблемость, указывают детали, являющиеся основополагающими в создании этой атмосферы. Это и временные категории, определяющие монотонность происходящего («Каждый день одно и то же», «за последних две недели // мне до смерти надоели»), и вещи, описывающие скудный быт («Но давно молчит гитара», «всюду скука и уют… // Нынче песен не поют»). Прослеживается здесь также и стихия воздуха. На это указывает и погода («про весёлую метель»), и действия, совершаемые якобы в воздушном пространстве («двое саночек летели», «Разлетелись навсегда»). Таким образом, тема стихотворения, наполненная образностью, имеет возможность возводить произведение не к одной стихии, а сразу к двум.

Перейдём к вопросу о наличии в теме стихотворения первичного образа, к которому можно возвести источник темы. В данном случае тема восходит из возникающего в памяти лирического героя образа старого друга («Вот бы друг приехал старый»). Этот образ своего давнего приятеля, о котором так много вспоминает лирический герой, начинает пронизывать весь сюжет, закручивая вокруг себя весь оставшийся сюжет. Именно он послужил основой для развития других линий повествования, возводя к себе сам источник темы.

Возникновение темы стихотворения происходит довольно интересно. Поэтому мы переходим к ответу на следующий интересующий нас вопрос. Нельзя назвать появление темы в тексте стихотворения спонтанным, создающим переломный момент в сюжете. Почву для введения темы в текст автор начинает подготавливать с начала стихотворения («Каждый день одно и то же // мне смотреть на эти рожи // слушать модную солистку… // Эти танцы в стиле «диско» // за последних две недели // мне до смерти надоели!»), создавая впечатление, что сейчас должно произойти что-то, чего так долго ждал лирический герой, что поможет избавиться ему от этой рутинности и повседневности. Именно это и происходит, автор начинает вводить образ друга, после которого следуют воспоминания о счастливом прошлом, ставшем единственным светлым лучом и способном изменить жизнь лирического героя.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о наличии пространственных и временных категорий, являющихся ключевыми в оформлении темы. Анализируя пространство стихотворения, можно сделать вывод о том, что оно абсолютно не статично. Вместе с развитием сюжета, расширяется и место происходящих событий. Сначала пространство определяется чёткими местами действий – это какой-то бар, в котором лирическому герою надоело «смотреть на эти рожи // слушать модную солистку… //Эти танцы в стиле “диско”». Пространство бара плавно перетекает в описание другого места – дома, в котором лирический герой вместе с другом спел бы под гитару. Вместе с развитием сюжета развивается и пространственный пласт. Повествование переходит на более обширную территорию, теперь это уже не определённое маленькое помещение, а целые города («милый к ней, она – к нему // из Твери да в Кострому»). Если изображать пространственную категорию данного стихотворения геометрически, в голове возникает вертикальная линия, стремящаяся вверх. Это стремление ввысь объясняется постепенным развитием пространственной категории стихотворения, градацией от меньшего к большему.

Временная категория также сложна. Здесь движение направлено назад – от суматохи сегодняшних дней («Каждый день одно и то же  // мне смотреть на эти рожи // слушать модную солистку // Эти танцы в стиле «диско» // за последних две недели // мне до смерти надоели!»), до старых, уютных и спокойных воспоминаний, но все-равно имеющих в своем описании какую-то живость («Вот бы друг приехал старый // мы бы спели под гитару // про весёлую метель») и до окончательно неподвижных, спокойно-гробовых часов («Но давно молчит гитара // нету больше дружбы старой // всюду скука и уют // Нынче песен не поют»). Таким образом, временная категория вбирает в себя и давно забытое, приятное прошлое, и наскучившее настоящее. О мгновении тоже можно поговорить. Этим мгновением становится появление в стихотворении мотива дружбы, основанного на воспоминаниях лирического героя, ставших для него единственным приятным моментом.

Ну и, плавно переходя к завершению, ответим на последний, заключительный вопрос: как соотносятся в стихотворении тема и мотив. Можно ли сказать, что тематический анализ раскрывает цельность текста – или наоборот, выявляет его многозначность? На наш взгляд, тема и мотив плавно перетекают друг из друга, образуя, таким образом, целостный, структурированный текст. Тема подкрепляется несколькими мотивами, а мотивы, в своём многообразии, создают полную картину стихотворения в целом. Подытоживая всё вышесказанное, хочется отметить, что в данном случае такой тип анализа позволяет полностью раскрыть цельность текста стихотворения.