В. Галечьян. Пока еще светят листья. Восточная осень-осень Людмилы Осокиной

Независимая газета, 09.11.2022.

Чем дольше читал зарисовки о природе Людмилы Осокиной в ее книге малой прозы (о презентации книги см. здесь), тем больше узнавал нечто знакомое. Собственно, ничем особенным эти тексты не отличались, более того, и сама писательница явно не претендовала ни на какую исключительность, но одновременно и давала подсказку: «Я взяла ручку, тетрадь, пошла гулять вокруг нашего Очаковского пруда и написала некоторое количество пейзажных зарисовок». Она не только бродила, но раз взяла ручку с тетрадью, то, значит, и присаживалась в некоторых местах, впрочем, она и описывает некоторые свои посиделки в других историях книги.

Сама процедура непосредственной записи практически лишенного эмоциональности наблюдения приводит к прямой аналогии с пейзажной лирикой средневековой японской поэзии, когда автор располагается на природе и передает свое ощущение текущего момента. Как правило, эти стихи больше не дорабатывались и дошли до нас в первозданном виде. Основополагающим для данного вида поэзии является медитативный подход, когда все внимание направляется на объект, а любые непрерывно приходящие мысли, что свойственно всем (особенно неподготовленным) людям, изгоняются из головы. Объектом медитации может послужить любой предмет, на который неотрывно направлен взор, явление или понятие, главное, что внимание должно быть привязано только к нему. Простейшая медитация на счете. Медитирующий, не сбиваясь и не отвлекаясь, полностью концентрирует сознание на перечислении цифр и добивается ощущения пустоты в голове, постоянно отгоняя лезущие мысли. В рецензируемой книге объект медитации для Осокиной – это природа в самых ее обыденных проявлениях. И вот как описаны ее результаты:

«Середина сентября, 16-е число». – Один день, один обход. – «…деревья, все-таки, желтеют, желтеют уже не снаружи, а как бы изнутри… Запасайтесь светом, теплом, пока горит этот клен, пока еще светят листья. Ведь скоро, совсем скоро он лишится своей светоносной листвы и тогда светить ему уже будет нечем. Тогда он и сам будет нуждаться в свете и тепле, но взять их будет неоткуда. …Серый день. …Но деревья – осенние, желтые, светят своим собственным, внутренним светом и освещают все вокруг в городском парке: старые садовые скамейки, пожухлую траву, проходящих мимо людей с собаками и без… Тихо колышется вода в заброшенном пруду… Вот репейник. Он уже засох, но репьи остались. …Прицепившись к кому-нибудь, они перенесутся на новое место, где-нибудь упадут, где-нибудь взойдут по весне…»

Мы позволили себе привести датированные одним днем отрывки из пяти зарисовок: «Внутренняя желтизна», «Светоносный клен», «Внутренний свет», «Тайна глубины» и «Репейник».

Хоть мы и отказываем Осокиной в сколь-нибудь системном подходе, но некоторые его элементы у нее присутствуют. Так она выдыхает, выдыхает, выдыхает старость, концентрируясь на дыхании, и, судя по описанию, выполняет действие, как положено в пранаяеме. Более того, она визуализирует объект медитации в виде некоей «субстанции, которая может быть как газообразной, так и твердой, сыпучей. С одной стороны, – делится Людмила, – она похожа на белый дым, с другой – на белую муку» («Выдыхание старости»). Так что пожелаем Людмиле оставаться вечно молодой. К сожалению, одной пранаямы для этого недостаточно. Надо выполнять и предшествующие действия. Если яму (определенные нравственные правила применительно, естественно, к нашей реальности) и в какой-то степени нияму (самоочищения посредством дисциплины) Людмила выполняет, то насчет систематического исполнения асан (поз и упражнений йоги, непосредственно предшествующих пранаяме) у меня есть определенные сомнения.

Это что касается молодости тела, к сохранению молодости ума и, что более важно для нас, усиления его проницательности все перечисленное служит лишь подготовительной частью процесса. За пранаямой следуют пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств) и дхарана (концентрация на объекте наблюдения), к чему в этих своих зарисовках Людмила вполне подбирается, и только после этого дхьяна (глубинная медитация, в которой достигаются различные состояния ума).

Но очищение сознания и обретение пустоты – это хоть и основной, но лишь первый этап. Главное – это самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, приводящее к погружению в объект внимания, вхождению и слиянию с ним). В различных религиозных и философских течениях этот финальный объект также отличается. Например, в индуизме это Вселенский дух. Но мы поведем речь о великом буддийском поэте и том творческом методе, который возникает на основе этого учения, и воспользуемся им в том числе и в выбранных нами текстах.

Продолжая сравнение с японской поэзией, несколько приблизимся к нашему времени и в качестве примера обратимся к текстам знаменитого своими безыскусными описаниями природы Кобаясси Исса (1763–1827), но не к прозаическим, а к его трехстишиям, также из раздела «Осень»:

Люди редки
в здешних краях – и редко
падают листья…

* * *

Никнет бурьян –
низко-низко склоняются
метелки.
На глазах холодает…

* * *

Метелка травы,
Бьется, бьется, дрожит
под ветром
ее сердечко…

Творческий метод, возникающий на основе буддийского учения, древнее индийской письменности и включает в себя три этапа: слушание (еще не читали, теперь также чтение, другие способы получения информации), размышление об узнанном, приводящее к пониманию, и постижение. Постижение интуитивное. Когда все понято, осмысливать ничего не надо, и мыслей уже нет, они не нужны. И язык не нужен, раз нет мыслей. Так возникает непосредственное проникновение в суть объекта, осуществляемое при помощи приема, – видение (предметов, событий и т.д.), как оно есть.

Особенность в том, что погружается в объект внимания, входит и растворяется в нем уже не только не воспринимаемое, но отсутствующее сознание. То есть схема, противоположная принятой европейской философией, например Максом Шелером, когда интуитивное постижение – предварительный этап, а понимание возникает в результате знания законов, описывающих процессы. И вот именно благодаря подобному подходу возникла та великая японская поэзия, которая до сих пор будоражит умы.

В заключение хотелось бы отметить, что использованный Людмилой прием описания природы, несомненно, позволил ей продвинуться в литературном мастерстве. К сожалению, у нас нет уверенности, что и в дальнейшей своей литературной деятельности Людмила Осокина будет использовать именно этот восточный подход. Но в любом случае полученный опыт ей пригодится, а самоконтроль и последовательная работа над собой позволят покорять новые вершины.


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий