Цуканов Андрей — поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Окончил филологический факультет МГУ. Автор книг стихов «Акт» (1992), «Тридцать три» (1996), «Тотемы» (2018) и учебника по истории философии для школьников. Публикации в журналах «Арион», «Новое литературное обозрение», «Знамя» и др. В соавторстве с Людмилой Вязмитиновой выпустил сборник эссе о современной литературе «Tempus deliberandi. Время для размышлений» (1998). Живет в Нью-Йорке и Москве.

Стихотворение А. Цуканова, которое стало объектом анализа, размещено в сборнике «Путешествие по второй жизни»:

***

Опять стою
Перед стеной
И вижу много
Стен вокруг
И чувствую еще
Больше стен кругом
Это какой-то дурдом
Они разноцветные
И переливаются
И перегораживают
Все вокруг себя
И сами себя
И меня
И людей вокруг
Каждый имеет цель
Выйти за стену
А там другая стена
И появляется
Другая цель
Прыгнуть вверх
И воспарить
Над всеми стенами.

В анализе мы использовали концепцию тематической критики.

Темой избранного текста является тема-ситуация, так как мы можем выявить мотив лабиринта, являющийся проекцией мироздания. Герой — путник, блуждающий в недрах этого лабиринта и неспособный выбраться, он винтик в системе, пытающийся постичь действительность.

Данная тема отсылает нас к мифу о Лабиринте. Согласно идее Ю.А. Разинова, все многообразие трактовок Лабиринта можно условно свести к трем основополагающим: Лабиринт-святилище, Лабиринт-апория, Лабиринт-ризома. В данном стихотворении представлена модель Лабиринта-ризомы, который воспринимается героем как «дурдом», то есть непостижимое пространство. Лабиринт-ризома по своей сути невыносим, вызывает желание покинуть его, но это невозможно. Он является всем мирозданием, где нет предзаданной цели (убить Минотавра), нет маршрута и правил. И в этом блуждании человек один (поэтому в стихотворении все люди за стенами, они не могут коммуницировать), свою судьбу человек не может разделить с кем-то. Лабиринт здесь и метафора судьбы, и метафора существования.

Лабиринт — это жизнь человека, пытающегося познать себя и окружающее. На пути к познанию стены непонимания, людская оторванность и одиночество, которые заставляют ходить по кругу и не дают вырваться к небу. Небо же — неизведанное, новое. Лабиринт — готовое упорядоченное целое. Лабиринт есть топос человеческого существования.

Опираясь на метод анализа  Г. Башляра, который говорит о связи первичного образа с одной из стихий, порождающего сеть символов и метафор, мы можем выявить в исследуемом тексте две преобладающие стихии — земля и воздух, которые встают в параллель с пространственной оппозицией земля и небо, присутствующей в произведении. Герой привязан к земле, он окружен стенами, тщетно ищет выхода и пути наверх (к стихии воздуха). Здесь также возникает оппозиция между обывательским, житейским существованием человека  и высоким, недостижимым идеалом, связанным с материей небесного. Одинокий герой, отстраненный, поскольку стены эти:

И перегораживают
Все вокруг себя
И сами себя
И меня
И людей вокруг

Персонаж стихотворения — голос человечества, он излагает цель всех, стоящих за своей стеной, чтобы быть «над» всем мирским, «воспарить» над людской отчужденностью. Ведь стены — это то, что выстраивается каждым вольно или невольно. Стены перегораживают сами себя, то есть возникает наслаивание этих житейских проблем, из-за которых человек одинок, огорожен, он в своем круге и даже если он преодолеет одну стену, перед ним встанет новая.

Стихотворение начинается со строчек «Опять стою // Перед стеной», слово «опять» может быть ключом к пониманию сюжета, движению лирического субъекта в мире произведения. Может ли герой блуждать по лабиринту, изучая его. Он ищет выхода, преодолевая одну стену, за которой есть еще одна и слово «опять» возвращает и героя, и нас к исходной точке, закольцовывает сюжет, тем самым делая путешествие познания мира и себя в нем  бесконечным.

Как уже было сказано, главенствующей здесь является пространственные категории, которые служат ключом для оформления темы. Отношения вертикали — верх и низ, земля и небо выявляют проблематику стихотворения, ставят перед нами вопросы о смысле жизни, о сути существования. Вместе с героем мы пытаемся найти ответы, но вновь и вновь проходим круг, оставаясь без них. Это лабиринт вопросов, из которого нет выхода.

Тема поиска возникает с первых строк, она следует дальше и  переплетается с темой одиночества человека, цели его существования. Тема одиночества и поиска соотносится с повторяющимся мотивом стен — ограждений и препятствий в познании человеком себя, мира, других людей. Анализ выявляет многозначность текста и неоднозначность трактовки.

Мы можем сделать вывод, что место обитания героя — это и проистекание жизни человека в вечных поисках, пытающегося освободиться от всего лишнего, пройти свой личный путь. Это место судьбы, где человек на земле, а небеса для него достижимы, ему предопределено скитаться, быть жертвой внешних сил.