«Независимая газета» об антологии мистической поэзии

В «Независимой газете» вышел материал об антологии мистической поэзии Московского союза литераторов.

В Московском союзе литераторов (МСЛ) вышла «Антология мистической поэзии». Это сборник, составленный из стихов по большей части членов секции поэзии МСЛ, всего 39 авторов. Составители Валерий Галечьян и Людмила Осокина.

Сложно найти какие-либо тематические издания с подобным, мистическим уклоном, составленные из стихов современных авторов. Издаваемые сборники мистической поэзии обычно посвящены авторам прошлого – поэтам XIX либо начала ХХ века, то есть дореволюционного периода. После революции же мистика оказалась под запретом. И только после перестройки что-то в этом плане стало возрождаться.

В предисловии к сборнику Валерий Галечьян, председатель Московского союза литераторов, пишет: «За долгие годы существования Московского союза литераторов в нем сложился коллектив талантливых и профессиональных авторов, которые разрабатывают новые и вносят большой вклад в уже существующие направления поэзии. Одним из них является мистическая поэзия, имеющая богатую историю и актуальная в наше время перемен. В настоящем сборнике она представлена во всем многообразии ее видов. Это регулярный и свободный стих в различных формах. Тут и песня «Всадники Апокалипсиса», текст и музыка которой сочинены Алексеем Караковским, и стихи Александра Гутова, Александры Ластоверовой и других авторов этого направления, и визуальная поэзия. Наверное, было бы правильнее сказать, что ни один из авторов антологии не может быть назван исключительно мистическим поэтом, но все же некоторые глубже погружены в это направление и выделяются на общем фоне».

Сборник предваряет также вступительная статья поэта, искусствоведа, кандидата философских наук Валерии Исмиевой, в которой она подробно разбирает становление мистической поэзии в разные времена и в различных странах. Она, в частности, пишет: «У понятия «мистическая поэзия» длинная предыстория. И прежде всего потому, что долгое время оно неразрывно было сцеплено с религиозным и – шире – мистическим опытом… На раннем этапе и вплоть до наших дней мистическая поэзия – это озвученный опыт трансцендирования, выхода сознания за пределы видимого, опыт визионерства, прозревания иных миров, высших и низших, ничуть не менее реальных, чем мир видимый и «профанный», переживание соединения с миром незримым (все это не подлежит ни у самых ранних авторов, ни у современных им читателей никакому сомнению)».

Валерия Исмиева, как автор, в первую очередь мистический поэт. Ее стихи тоже есть в сборнике. Они полны запредельной мистической энергии. Вот фрагмент из стихотворения «Ганлин»:

…Я была его мальчиком,

длинноволосым, лунным.

Целовал, что времени

перебирал струны,

Говорил: «Я праща звезды».

И тьма огня отвечала:

«Так испей меня до конца –

к началу».

Как он пил, припав, и не мог

напиться –

Помнят Тор и Крон,

меч Полярной.

Спицы

Змееносца стрехами ночь

вздымали,

Где любились мы на цветочной

шали….

Посмотрим других авторов сборника. Вот Сергей Криницын. Он эзотерик. Но кое-что мистическое тоже есть в его творчестве. Например, такое стихотворение:

лишь после этого я обратил

внимание

на свой подозрительно

маленький череп

одиноко валявшийся на берегу.

У Бориса Колымагина в стихах одновременно и божественное, и мистическое:

Птица пролетела или тень ее?

Пятница страстная, крест,

небытие.

А это печальные мистические прозрения Умут Кемельбековой:

Пойдем на край долины,

Простимся с последним

солнцем.

Быть может, завтра не будет

его и тебя.

А это откровение об умершей матери Татьяны Виноградовой:

…В темной пустой квартире

прозрачная мать

сидит на кровати перед

выключенным телевизором

(на экране диктор шепчет мертвые новости)

и все еще думает, что ноги

не ходят, не ходят…

Людмила Осокина делится своими мистическими стихами о черных кошках:

…Вскоре по крыше пойдет

не спеша,

Словно в туманном,

изнеженном сне…

Вот она! – бархатной ночи

душа! –

Черная кошка при желтой луне

Мария Попова познает тайны бытия, находясь в полуразрушенном храме:

Жизнь камня, сон, любовь

и плеск воды –

Я к ним прильну и их

не разгадаю.

В руинах храма я на корточках

сижу

И молча одуванчики срываю.

В сборнике есть картинки, точнее, так называемые слопы – словопостроения Валерия Галечьяна. Они, с одной стороны, служат оформлению издания, с другой – являются визуальной поэзией. Эти «шрифтовые композиции», как пишет Татьяна Виноградова, «работают» сразу на нескольких уровнях, заставляя реципиента мобилизовать весь свой интеллектуальный и чувственный опыт, вводя в ступор сознание (пытающееся прочесть ветвистые шифрограммы) и одновременно воздействуя на подсознание сочетанием цветовых пятен и линий».

Завершает антологию послесловие Татьяны Виноградовой «Покрывало Новой Исиды, или Послесловие к (опти)мистической антологии», в котором она уделяет внимание каждому автору антологии. Это исследование, большой труд, заслуживающий особого внимания.

Антология оформлена оригинальным способом, картинки на обложке, а также на нахзаце и форзаце сгенерированы Татьяной Виноградовой с помощью нейросети. Получилось нечто необычное.

В дополнение к антологии вышел также небольшой прозаический сборник «Мистические истории», в котором всего девять авторов. В нем опубликованы рассказы, мистические истории, произошедшие с авторами, представленными в антологии.

Первоначально предполагалось включить их в состав антологии, но потом решили издать все это отдельной книжкой.