В библиотеке имени Фурманова прошло обсуждение книги Германа Арутюнова «Отражение цветка»

          В библиотеке  им.Фурманова на Беговой 17.04.2024 прошло обсуждение книги Германа Арутюнова «Отражение цветка»

          Автор:

          За пять лет до этой книги, в 2019 году  в культурном центре Атом Хорошевского района Москвы открылся мой философский клуб  «В поисках смысла». Каждый разговор в клубе был посвящен какой-то теме, а потом из каждого  обсуждения, каждого разговора, а иногда и спора выстраивалась эссе, статья-размышление. Из таких эссе и сложилась книга.

          Название ее «Отражение цветка» отражает процесс поиска Истины.

Потому что истина – нестабильная субстанция, неустойчивая система. Любая истина через мгновение уже нечто другое. Как у Ф.Тютчева

          «Мысль изреченная есть ложь…»

          Игорь Крючков, литературный критик и киновед:

          Неделю я читал эту книгу и по ходу записывал свои мысли. Получилась целая статья, которую я назвал «Думать или размышлять?»

          Подзаголовок «Для тех, кто любит думать» — провокационный. Автор фактически рассек все человечество на две группы, как бы предупреждая, чтобы те, кто не любит думать, не тратили напрасно время. Или наоборот – подчеркивает, что те, кто любят думать, получат удовольствие.

          Между тем, как каждый из нас о чем-то думать любит (что-то красивое, приятное, вкусное, притягательное), а чем-то не любит (безобразное, долги, грязь и т.д)

          Видимо, автор все-таки таким подзаголовком как бы обозначил своего читателя – это те, кто любит думать, и эта книга для них.

          По аналогии и Лев Толстой мог бы поставит на обложке романа «Анна Каренина» подзаголовок – «Для тех, кому изменяет жена» или «Для тех, кто изменяет мужу»…

          Далее в предисловии, говоря об авторе, философ и историк Георгий Дьяченко напрасно пытается поразить нас теорией так называемого священного механизма повторов. На мой взгляд,  данная концепция может поразить разве что неофита, который совершенно не знаком с гегелевской диалектикой и в частности законом перехода количества в качество… Кстати замечу, что далее и сам автор закон борьбы добра и зла преподносит как собственное открытие, совершенно игнорируя классический гегелевский закон единства и борьбы противоположностей..

          Интересно, что здесь и далее в книге автор выделяет жирным высказывание или положения, которые кажутся ему ценными новыми открытиями. Например,

          «Мир начинает поворачиваться к человеку именно теми сторонами, которые он хочет видеть»…

          Однако в этой главке для меня более важным кажется другое умозаключение, тоже выделенное полужирным: «Каждому из нас интересны прежде всего мы сами, потому что никто не знает лучше нас себя и нашей собственной жизни» И тем самым для себя соорудил ловушку, провоцируя вопрос; А почему мне, собственно говоря, должен быть интересен Герман Арутюнов и его философские идеи, когда я сам способен создавать подобные идеи?» .

          Думаю, данный философский трактат может быть интересен разве что философам, ищущим единомышленников, и в своих поисках изучающих всю доступную философскую литературу. Особенно тем, кому собственные мысли кажутся важными открытиями. А также тем, кто сам не способен генерировать разумные и полезные идеи и ищет надежного путеводителя по жизни..

          То есть нам предлагают делать жизнь с автора книги. Говоря стихами Маяковского:

          «Тому, кто обдумывает собственную жизнь

          В поисках ориентиров для ума и сердца юного,

          Советую: «Твердого курса держись –

          Германа Арутюнова»

          Нетрудно заметить, что, начиная с 3 главы и далее повествование книги приобретает ярко выраженное качество религиозной проповеди. Но, поскольку я с некоторых пор и не без жестких оснований принял решение не обсуждать вопросы веры и религии, в том числе и с самим собой, поэтому  остерегусь выступать с комментариями пространных речей религиозного проповедника, которые приведены в этой книге.

          Однако, справедливости ради надо отметить, что религиозный проповедник в этой книге периодически уступает церковный амвон трибуне общества «Знание», где опытный лектор этого общества делится с аудиторией своим открытиями. Монологи эти как лекторские так и проповеднические изобилуют довольно скучными трюизмами, причем настолько плотными, что невозможно взять паузу для обдумывания услышанного. И из-за этого слушатель, не имея возможности задать вопрос и что-то уточнить, может не так понять услышанное или вообще потерять нить повествования.

          С автором бесполезно спорить, поскольку он достаточно эрудирован и сразу найдет нужные контр аргументы. Но при этом не станет прикладывать усилия, чтобы обозначить терминологию. У него часто мелькают такие слова, как душа, дух, духовность, добро и зло, как будто читатель понимает под этими терминами именно то, что имел в виду автор…

          Поражает та бесцеремонность, с которой автор обращается с терминами и фактами. Скажем, выдвигается какой-то тезис, часто спорный и сомнительный, и дальше он подается как всем известное и принятое всеми  понятие, как общеизвестная истина, от которой уже строятся умозрительные цепочки…

          Например, фраза «мы знаем, что вода обладает памятью…» Кто знает? Кто это доказал?

          Или автор часто, называя проблему, и как бы обещая читателю ее исследовать и даже решить, в конце концов так и ничего не решает. Например, в главе «Как мыслить позитивно» автор только много говорит о том, как хорошо мыслить позитивно. А вот о том, как научиться мыслить позитивно, так и не говорит. Как будто у каждого человека есть кнопочка – нажал ее и сразу начал мыслить позитивно. Не нажал и не мыслишь…И получается, что задача автора – просто убедить читателя нажать на эту кнопочку…

          Или автор иногда незаметно делает подмену. Например, в главе «Почувствовать что живешь» он приводит слова китайского философа Лао Цзы, который на вопрос «Как жить» ответил «Здесь и сейчас». А на самом деле это ответ на другой вопрос – «Где и когда?»

          Можно ли сделать чтение книги более живым и привлекательным, чем погружение в философские концепции, столь нудно и в лоб излагаемые автором? В 1998 году писатель Михаил Веллер выпустил книгу «Все о жизни», по объему и содержанию подобную книге «Отражение цветка» Только в отличие от автора Веллер излагает живым языком простого работяги, а не сухим научным языком лектора общества «Знание» или религиозного проповедника. Помню мысль Веллера, поразившую меня тогда, 25 лет назад – о том, что цель существования человечества – это самоуничтожение… Запомнил ли я что-то из книги «Отражение цветка» и вспомню ли это через 25 лет? Не уверен..

          Другое дело, если бы автор писал художественно, если бы книга состояла из зарисовок со словесными художественными образами, а не образами с картин художника Юрия Сергеева….

          Марина Соловьева, библиотекарь, писатель, поэт:

          Должна сказать, что каждый писатель представляет собой штучный вариант. И все его мысли вовсе не требуют какого-то подтверждения и приведения миллиона ссылок. Это его собственное мнение и его манера мыслить.

          Книга, безусловно, талантливая, интересная. Чувствуется сам автор,его позиция, его взгляды,  его духовная чистота. Он делится своими рецептами следования добру. И пусть он раскрывает по-разному разные темы, не всегда классически или ницшеански, но он это делает по-своему, душевно, как ему подсказывает его душа, тонкая, ранимая. И это приятно.- заглянуть туда…

          Что касается главы «Как мыслить позитивно», то задача автора не научить мыслить позитивно, для этого есть психологи и психотерапевты, а познакомить с позитивным мышлением и его достоинствами, что автор и делает…Книга писателя – не рецепты врача, а приглашение в тему, прикосновение к теме, приближение к ней с разных сторон, поворачивание ее под разными углами….

          Юрий Чирков, полковник, военный инженер:

          Так критиковать книгу, как это сделал выступавший первым критик, это значит просто отбросить глубокое мировоззрение автора, масштабы его мышления…Такая критика вообще не замечает и не затрагивает всего того богатства, которое содержится в этой книге…Критик просто в упор всего этого не видит или не хочет видеть…И он сам объяснил почему – потому что запретил себе думать и говорить на тему духовности, веры и религии…

          Между тем как книга необычайно интересная и познавательная  и очень актуальная для нашего времени. И издать бы ее тиражом не 100 экземпляров, а многие тысячи…И распространить в школы, Вузы, библиотеки, клубы и Дома культуры…Потому что мы увязли в бытовом мышлении…В то время как сейчас идет борьба за умы…И вопрос стоит о том, какое мышление победит, материальное или духовное…западное или восточное…

          Такой вот масштаб, планетарный. И, поднимая ту или иную тему, автор книги «Отражение цветка» привлекает самые разные аргументы, касаясь самых разных сторон жизни, на таком же планетарной уровне как и сама тема. Поэтому он привлекает разные эпохи (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, эпоха Возрождения) и разных личностей с их поисками, замыслами и решениями…И он с ними спорит, полимизирует, вместе с ними размышляет и приглашает размышлять читателя…И нисколько с годами, с десятилетиями и даже со столетиями не становятся эти вопросы яснее и спокойнее, а истины не становятся менее спорными. Иначе мы бы к ним и не обращались…

          Наша жизнь сейчас (и жизнь планеты) настолько убыстрилась и превратилась в какой-то неуправляемый поток…поток информации, поток разных целей и задач, которые сталкиваются в явной и тайной схватке…Все больше людей сидит в айфонах и смартфонах…Цифровизация наряду с большими плюсами имеет и опасные минусы, которых мы пока не видим…Люди все больше опутываются огромным количеством взаимосвязей, нас засасывает мусор информации, в котором стерты все грани, перемешано плохое и хорошее,  прекрасное и безобразное, чистое и грязное…И в этом потоке мы все время уносимся от главных ценностей жизни, от жизненных традиционных ориентиров…

          А эта книга возвращает человека к сущности бытия, к истинам, которые скрыты в толще жизни, и открываются только при определенных условиях. Что, например, такое Память времени? У каждого времени она своя, поэтому так важно сохранять правду истории, узнавать о событиях других времен как можно больше, как есть, а не в угоду сложившихся исторических условий, экономической и политической обстановке. А, если нарушать и разрушать эту правду, то куда мы в конце-концов придем?

          На днях я был в Иркутске. Екатеринбург, Омск, Тюмень, Норильск. Проехал на поезде 6000 км. Какая страна, какие пласты, какая ширь, какая тишина, какая красота,

          Книга возвращает первоначальный смысл простым понятиям, которые становятся не простыми.и глубокими…

Магия дыхания,

магия звука,

магия движения,

магия радости,

магия общения…

          Мы действительно несемся по жизни на такой скорости, что начинаем утрачивать глубину наших чувств, сужается их диапазон…Хотя все это есть, оно никуда не делось, волшебство жизни, и когда появляется человек, несущий в себе это волшебство, это сразу чувствуется…

          При этом сейчас в мире превозносится как высшая ценность частная собственность, часто не ограниченная. И это рождает алчность, агрессию, конфликты и войны. Это может привести планету к гибели. А книга «Отражение цветка» этому противостоит. Посмотрите главы «Простая жизнь», «Простая еда», «Круг жизни», «Совесть»…В книге духовное богатство преобладает над материальным, а материальное здесь  не играет особой роли, не двигает жизнь…

          Юрий Краснощеков, поэт, писатель:

          Книга нужная. По многим причинам. Такой охват имен, событий, разных тем. Столько событий, идей… При этом автор деликатен в общении с читателем. Не навязывает ему своего мнения. Он к нему подходит с жалостью, с мудростью, с терпением…Если у вас что-то не получается, ну,  значит время не пришло. Или это для чего-то нужно, для разнообразия или еще чего-то…

          Подход необычный, когда ничего не надо доказывать и обосновывать…многое на интуиции…когда предлагается увидеть в плоскости объем…а еще вертикаль, устремленную вверх, к Богу…Главное предназначение человека именно в этом – держать связь с Богом. Не случайно в книге «Отражение цветка» теме вере, духовности посвящено так много места. От плоскости к объему, к многогранности. Но это не навязывается, наоборот, по мнению автора, каждый должен найти свой смысл жизни, свой путь. Сейчас такой смысл, потом, может быть, другой…

          Критик тут говорил, что вера для него  это запретная тема, и публично, и лично…Вот и получилась такая голая критика, как будто ничего в книге нет ценного кроме разных мелочей да хитрых приемов…

          Хочу в качестве благодарности всем и автору прочитать свое стихотворение «Причастник», в котором, как мне кажется, тоже затрагивается многогранность мира, его объемность, со всеми его взаимосвязями.

          «Я причастен ко всему. Я причастен  небу,  солнцу.

           Я причастен к твоему, на заре моей оконцу.

           Я причастен к тем свечам, что я в храмах зажигаю.

           И к шиповниковым снам и к жасмину за сараем.

           Я причастен к каруселям на площадках детских,

           К чьим-то снам и к чьим-то целям, то простым то дерзким.

           К вдохновенью и к работе, к бескорыстью и к деньгам,

           К зернам вяза на капоте и к березы семенам

           На земле, что пахнет сыростью, и готовой их принять,

           И к тому по божьей милости что зовется благодать.

           К стройным мальвам, к разным песням у кукушки, у дрозда,

           И к тому, что может пресно, и к тому, в чем острота.

           К свежим лужам на асфальте, к рыбака заре в стогу,

           И загадочной Астарте и секретом мотыльку.

           К языку дельфина, слизня, к рыбьим играм на рассвете,

           Я причастен к каждой жизни, увядающей в расцвете.

           Я причастен к почкам в марте и к апрельским листьям робким,

           К летним, с хлорофиллом внятным и к другим, с пигментом желтым.

           Я причастен бормотанью и ребенка и ручья,

           Я причастен к расставанью с этой частью бытия.

           Я причастен ко всему, было что и есть на свете,

           Вот, наверно, потому называюсь я поэтом.

           И к тому, что только будет, я причастен, ум не спит.

           Кто-то многое замутит, кто-то снова прояснит.

          Я не редкий, не редчайший, я как все, отнюдь не новый.

          И надеюсь, я причастник Причастия Христова.»

           Николай Иванов, журналист-международник:

          Автор книги «Отражение цветка» задает важные вопросы о жизни, зачем, почему. И на основе своих знаний, своего опыта он пытается отвечать на эти вопросы. Те же самые темы можно попросить кого-то раскрыть и что же? Убежден — вы не будете это читать, это будет скучно. А в книге «Отражение цветка» не скучно. Потому что в этой книге есть некий мотор, двигатель мысли. Вы можете открыть эту книгу на любой странице, как книгу Юрия Казакова или Владимира Солоухина, и дочитаете ее до конца. Потому что интересно. Потому что волшебство. Хороший русский язык. Автор несет в себе культуру, накопленную старшими поколениями. Поэтому считаю, что книга уникальная.

          Элла Петрунек, врач:

          В книге много размышлений о духовности, поэтому мне, как человеку верующему, все тут интересно.

          О том, что стоит за молитвой, например. Я, несмотря на то, что молилась с детства, и в церковь меня родители водили, но я многого не понимала. В школе тогда Закон Божий не преподавали. И у меня всегда было много вопросов, например, какая у нас связь с Всевышним или почему молитва так помогает. А она ведь действительно помогает.

          Отчасти мне многое прояснила книжка хирурга и священника Войно-Ясенецкого, где он разные чудеса пытался доходчиво объяснить…, молитву, как настройку. на канал, который ведет к Богу. А почему иногда молитвы наши не доходят? Потому что канал этот у нас может быть заблокирован. Потому что наши мысли — это абстрактные конструкции, в отличие от природы, которые как раз и блокируют канал связи с Богом. Это объясняет Войно-Ясенецкий.

          И как же я приятно была удивлена, когда увидела такой же ход рассуждений и у автора книги «Отражение цветка», где он, говоря о молитве, обращается к разным научным открытиям ученых. В частности, он приводит пример изучениями учеными ритмов мозга (альфа, бетта, дельта, гамма, тета) и их открытие одинаковой частоты (тета) у ребенка и у священника. То есть научно обосновывает связь материи и духа.

          Владимир Севрюк, инженер:

          Эта книга — продолжение серии книг автора о материалистическом и духовном, в которых он все время что-то открывает. Эти книги — о духовном ощущении мира, которое он противопоставляет бездуховности. то есть сугубо материальному восприятию, которое все больше захлестывает человечество. И это вполне понятно, и нет необходимости вначале договариваться о терминах, как тут советовал критик.

          Эту книжку, считаю, не мешало бы прочитать многим молодым людям. Не для того, чтобы согласиться с автором, но чтобы познакомиться хотя бы с теми аргументами в пользу духовности, которые автор приводит в каждой главе.

          Вообще, это чувствуется, что автор размышляет не только потому, что ему нравится размышлять. Это его переживания. Он вначале пропускает ту или иную истину через себя, потом обсуждает ее на диспутах в своих клубах и в своих выступлениях, потом выстраивает ее в статью и только потом включает в свои книги.

          А что касается подзаголовка «Для тех, кто любит думать», то мне кажется, что лучше было бы написать «Для тех, кто любит рассуждать». Так будет точнее. Любителей рассуждать не так мало. И им такая книга, если она попадется им в руки, наверняка покажется интересной.

          Итоги разговору подводит автор:

          Тема  поиска Истины  не может закончиться с выходом в свет книги на эту тему.  Это бесконечный процесс, потому что наши знания постоянно обновляются и в связи с этим меняется наше представление о мире. Каждая книга — как ступенька на лестнице познания. До этой книги я, например, не думал о нанотехнологии. Мне казалось, что эта область — молекулярная физика и она далека от духовных процессов. Потому что на первый взгляд духовный мир напрямую не зависит от материального, где четкие взаимосвязи и можно прогнозировать — столько то вложили столько-то получили.

          С духовным миром сложнее. Мы, например, не знаем точно, когда придет вдохновение или отчего вдруг нетворческий ранее человек вдруг начинает творить. Не случайно после грехопадения, как свидетельствует Библия, сказал Бог Адаму:  «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:16-19) То есть с той минуты падший человек должен был непрерывно трудиться, чтобы жить. А духовные запросы — в редкие минуты отдыха.

          Этот эпизод в Библии символически отражает ту Истину, что человек должен жить в материальном мире и решать в основном материальные задачи, а духовные оставлять на потом. Или духовным призваны заниматься отдельные люди, избранные.

          Как у А.С.Пушкина:

«Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.»

          Большинство же людей далеки и от молитв и от областей заочных. А задача избранных — приближать эти области к человеку, показывать ему возможные пути к ним. Скажем, через молитву. Или через какие-то новые знания. Например, через нанотехнологию. Потому что качественные изменения с материей происходят на атомарном уровне, на внешних электронных уровнях атома. Явления, которые мы не можем увидеть и тем более потрогать руками. Нанотехнологию потрогать невозможно. Нет приборов.

          Почему академики, назначенные в комиссию по изучению аномальных явлений, пишут в своих выводах и заключениях, что никаких чудес нет, и все это мошенничество, шарлатанство? Потому что им нечем измерить явления, в которых действует не одна какая-то сила, а одновременное приложение нескольких сил, каждая из которых настолько ничтожна, что известные приборы это не фиксируют. А суммарно объемное приложение работает и производит видимое действие. Но замерить этот процесс пока невозможно. Приборов таких пока нет.

          В начале 90х годов я год изучал одного экстрасенса, работал у него ассистентом. И вот в своем ЛИТМО (Ленинградский институт точной механики и оптики) профессор Геннадий Дульнев разными приборами исследовал воду, которую зарядил экстрасенс. И только один прибор зафиксировал в этой воде повышение теплопроводности. Другие — ничего. Почему? Потому что приборов пока таких нету. Только человек может что-то почувствовать, да и то не каждый.

          И вообще даже по всем пяти нашим органам чувств нет шкалы уровней. Разве что на слух есть полоса частот, когда мы слышим. А на зрение, на вкус, ан обоняние и на осязание ничего нет.  Хотя отдельные люди могут ощущать по запаху или по вкусу очень глубоко. Но это все равно низкий уровень по сравнение, например, с собакой.

          Поэтому все эти поиски — это приближение к Истине с разных сторон под разными углами, что и вошло потом в книгу «Отражение цветка» и потом войдет в следующие книги. Процесс познания бесконечен…


Опубликовано

в

от

Метки: