Ушла из жизни Ирина Сапожникова, прекрасный литератор – со своей манерой письма, своим стилем, своим голосом.
Она вступила в нашу секцию документальной литературы в 2008 году, с двумя книгами — «Глазами школьницы из середины прошлого века» и «Родной дом – Московская консерватория». Главы первой повести публиковались в журнале «Москва». Химик, кандидат наук, занимающийся исследовательской работой, сделала весьма успешные первые шаги в литературе. Поистине: если есть талант, он обязательно окликнет.
Мы в то время, воодушевленные успехом первого коллективного сборника секции, готовили к изданию второй выпуск «Посиделок на Дмитровке», где наш новый автор Ирина Сапожникова успела опубликовать «Гимн шести соткам». С той поры «Посиделки» уже не обходились без ее участия.
«Массовые праздники в СССР», «Красный дурман», «Человеческие комедии по-русски», «Одна хорошая Квартира»… Если бы меня попросили определить одним предложением то, о чем она писала, я не задумываясь ответила бы: «О себе» — о себе дошкольнице, школьнице, студентке… Но о себе во времени, во временах, которые не выбирают. Если она писала о каком-то явлении, то обращалась к его истокам, прослеживала его развитие последствия. Одни ее очерки вполне могли бы появиться в этнографических изданиях, другие в культурологических. Сочетание научной строгости с литературной вольностью – фишка Ирины Сапожниковой.
В одиннадцатом выпуске «Посиделок», вышедшем в этом году, ее очерк «В кривых переулках Москвы». Она не успела увидеть эту книжку…
Остались строки с острым чувством любви к родному городу, старой Москве с ее переулками — кривыми, горбатыми, уникальными, неповторимыми. Ее переулки, по которым она совершала походы в течении десятилетий по необходимым для каждого человека делам — Большой Кисловский, Малый Кисловский, Средний, Нижний. Бывшая Кисловская слобода. Автор считает, что на ее Кисловке особый микроклимат. Она же находится, попросту говоря на задах у зданий Московской консерватории, которые защищают ее от северных и северо-восточных ветров, несущих в Москву зимнюю стужу. Но о микроклимате можно говорить не только в прямом метеорологическом смысле, но и в культурном, духовном, и здесь ощутимо влияние консерватории. Да и сама Кисловка, ее обитатели сыграли не последнюю роль для образования московской консерватории. «Об этом я расскажу в другой части повествования, когда пойдет речь о живших здесь людях», — пообещала Ирина Николаевна…
Когда обсуждался этот выпуск «Посиделок на Дмитровке» на традиционном сборе секции в последний понедельник месяца – был месяц март – все хвалили ее очерк, восхищались глубоким знанием истории родного уголка Москвы и лиризмом.
Трагичными были последние ее дни. Ковидом заболела вся семья, всех отправили в больницу, ее и мужа в палату интенсивной терапии, сына в реанимацию. Вместе с тревогой всегда есть надежда: мы слышим, знаем — даже самых тяжелых больных можно спасти. Но не в этот раз. Умер сын. После этого Ирина Николаевна не прожила и месяца. 2 апреля 2021 года ее не стало…
Светлая ей память!
Тамара Александрова и коллектив секции Документальной литературы
No responses yet