В разделе представлены подготовленные членами Московского союза литераторов сборники и книги наших авторов в новых поэтических направлениях и формах.

Мы не зависим от издателей, потому что они нас не издают.
Мы не зависим от книготорговцев, потому что они наши книги не продают.
Мы не зависим от суждений, потому что сами формируем понятия.

Руководитель проекта Валерий Галечьян


Антология верлибра

В 2019 году при поддержке Министерства культуры РФ и Российского союза профессиональных литераторов была издана антология «Современный русский свободный стих». Составление и редакционно-издательскую подготовку книги осуществили члены секции Поэзии МСЛ Анна и Юрий Орлицкие. В корпус сборника вошли и произведения членов РСПЛ. Среди авторов антологии постоянные участники фестивалей верлибра из Московского союза литераторов: Светлана Богданова, Татьяна Виноградова, Людмила Вязмитинова, Валерий Галечьян, Борис Колымагин, Наталия Кузьмина, Татьяна Михайловская, Анна Орлицкая, Юрий Орлицкий, Наталия Осипова, Владимир Пряхин, Андрей Цуканов.


Валерий Галечьян. Поэтические языки

Книга состоит из трёх разделов, которые объединяет графическая направленность представленных в ней поэтических текстов. Автора не интересует традиционный стих и даже рассуждениям и мнениям о современном поэтическом языке придается особая форма. В то же время сама поэзия и ее язык трактуется очень широко. Неслучайно, как бы предваряя подход, в стихе на форзаце книги изображена статуя первого известного истории писца, здесь же упоминается и «управлявший всеми языками» бог письма Тот. Особое место в книге отведено графической транскрипции выступлений на семинаре «Проблемы поэтического языка» в институте русского языка им. В.В. Виноградова, проходящим под руководством Н. А. Фатеевой. А международная конференции «Лингвистика и поэтика» в начале третьего тысячелетия», проходившая в этом институте в 2007 г., проиллюстрирована в одноименном разделе книги.

В ткань представлений автора вплетены впечатления от поэтических и художественных перфомансов, выставок, спектаклей, концертов. В таких случаях оглавления стихов начинаются датой акции. Альбомом графической поэзии «Межа 80» автор отдает долг конкретной поэзии, переходя в дальнейшем к более развернутым визуальным формам. Искания и оригинальный подход к вечной теме поэтического языка, вызовет несомненный интерес у читателя, готового погружаться в манящую глубину стиха.


​В январе 2021 г. в литературном журнале Дети Ра № 1 (188), 2021 в разделе NOTA BENE: Книжная полка Сергея Бирюкова опубликована рецензия на эту книгу
Д.Е. Авалиани, В.А. Галечьян, Т.Г. Михайловская. Пространственная поэзия

Мы все пребываем во Вселенной в едином пространственно-временном континууме, с которым связан каждый момент нашей жизни. Невообразимы кипы текстов о небесных светилах и далях морских, не минуют подобные сюжеты и авторов настоящей книги, но не этим определяется сущность пространственной поэзии.

Под пространственной поэзией следует понимать совокупность приемов построения и расположения текста, направленных на преодоление плоскости листа в визуализации поэтического высказывания. К основным  приемам, используемым авторами сборника, могут быть отнесены: кинетизм («листовертни») Дмитрия Авалиани,  «ропалоны» Татьяны Михайловской, в которых слово за словом предложение разворачивается в пространстве, формируя образ мысли, и цветоформы словопостроений («слопов») Валерия Галечьяна.

В книге представлены произведения трёх разных авторов, по-своему решающих задачи пространственной поэзии. Хотелось бы, чтобы их творчество поспособствовало формированию системного подхода к этой области поэзии.


ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ ОВЛАДЕВАЕТ МАССАМИ!
Валерий Галечьян. Аналитическая поэзия

Аналитическая философия, пожалуй, самое значимое направление в философии последних десятилетий. Язык в ней не только средство изучения, описания, уточнения и формирования понятий, но и самостоятельный объект исследования. Взгляды виднейших авторов этого направления представлены в цикле стихов «Аналитическая философия». «Аналитическое высказывание, как это определяется Большим энциклопедическим словарем, высказывание, истинность или ложность которого может быть установлена исключительно на основе анализа его грамматической или логической структуры». Понятно, что и аналитическая поэзия ̶ направление, заявленное и продвигаемое автором уже много лет, основывается на таком же подходе. Только сам он старается трактовать понятия, не только не разделяя эти два вида структур, но и объединяя их в восприятии, и сам процесс аргументации для него важен не менее, чем достигаемый с его помощью результат. Но если философия отдает явное предпочтение аргументированности идей перед эмоциональным воздействием, то, конечно, в поэзии это невозможно, как бы далек не был автор от классических подходов. Впрочем, и в философии, как свидетельствует поэма «Восточная мудрость», автор не зацикливается на каком-то одном направлении. Как это видно в представленных в книге альбомах, в аналитической поэзии придается значение не только предложениям, но и отдельным словам, каждое из которых может являться высказыванием. Переводимая в визуальную плоскость аргументация побуждает читателя-зрителя погружаться в жизненно важные для него понятия. Помимо поэтического раздела в книгу вошли два альбома: «Связи словосочетаний» и «Аналитическая поэзия». Хотелось бы отметить, что название книги взято не от альбома, а демонстрирует направление, реализуемое автором. Все произведения озаглавлены, тексты словопостроений альбомов даны в содержании. На форзаце и нахзаце представлены фрагменты картины В.Галечьяна 2001 года, характеризующей его творчество, и сам процесс творчества: Art at the letters symmetry. Полотно экспонировалась в более поздние годы. Автор характеризует в нем художественный процесс по следующим стадиям: метод – жертвоприношение разума, путь – преодоление традиций, материал – цитирование, здесь же он характеризует и реакцию зрителя, когда восприятие – эстетическое отношение, постижение — мгновенная идентичность, и итог творчества, его результат – читатели и коллекционеры. В сжатой, но емкой форме в картине наглядно представлен подход автора, определяемый им термином «Аналитическая поэзия», универсальность которого подтверждается использованием различных языков. Вошедшая в серию «Независимая поэзия» книга продолжает визуальные издания автора последних лет, но впервые столь явно характеризует суть философской направленности его текстов.


Валерий Галечьян. Виртуалистика

Скачать PDF


Валерий Галечьян. Камни Китая

Скачать PDF


Валерий Галечьян. Дали Азии

Скачать PDF


Валерий Галечьян. Визуальная поэзия

Скачать PDF

Независимая газета. Пунктирной линией сквозь века. 05.07.2023


Валерий Галечьян. КАМНИ ЕГИПТА

В книге представлены произведения, созданные с 1996 по 2023 годы. Основу книги составляют два альбома визуальной поэзии. Особенностью является то, что практически на всех страницах присутствуют художественные изображения. Если в альбоме «Бакаев в мире мертвых» читатель знакомится с сонмом египетских богов и представлениями древних египтян о загробной жизни, то в кварах книги повествуется история Древнего Египта с незапамятных времен до правления последней великой царицы – Клеопатры. Поскольку большая часть этой истории для нас открывается через сохранившиеся в разной степени величественные монументы, другие архитектурные памятники, саркофаги и т.п., то вполне логично и название самой книги. В то же время в 2021 г. у автора вышла книга «Камни Китая», представленная на сайте, есть у него экспонировавшиеся на различных выставках свитки: «Камни Боробудура» (2009 г.), «Камни Израиля» (2012), «Камни Луксора» (2012). Вошедшая в серию «Независимая поэзия», книга продолжает визуальные издания автора последних лет, но уже в третий раз тексты собраны по «территориальному» признаку.


Влад Пряхин, Алексей Караковский, Андрей Цуканов, Татьяна Михайловская, Борис Колымагин.


Тверской модуль

В 2023 году в рамках курса «Теория литературной критики» на кафедре истории и теории литературы Тверского государственного университета проводился конкурс студенческих рецензий. Это авторский курс А.Ю. Сорочана, в рамках которого рассматриваются различные критические методы; критика определяется как способность суждения, и в числе основных направлений, которые изучают студенты ― марксистская критика, лакановская и пост-лакановская критика, «новая критика», «пристальное чтение», теория полей, тематическая критика и др. Студенты выбирали тексты из числа представленных на сайте МСЛ (раздел Независимая поэзия) и анализировали в рамках одной из ведущих критических теорий. Лучшие работы предлагаются Вашему вниманию.

Представленные рецензии были написаны по стихам четырех авторов МСЛ: Алексея Караковского, Татьяны Михайловской, Владимира Пряхина, Андрея Цуканова. Их первые впечатления приводятся ниже.

Алексей Караковский

Об авторе: Владислава Марченкова, Александра Мошкова, Татьяна Поптик.

Если честно, я потрясён тем, насколько глубоко ребята проникли в мой творческий замысел. Все три текста — не просто профессиональные, они схватывают смысл на уровне интуиции — а без этого поэзию невозможно ни читать, ни понимать. Я считаю, что у ребят большое будущее.

Татьяна Михайловская

Об авторе:  Алла Булаш, Ульяна Б. Лебедева, Елизавета Шмелёва

Менее всего  могла  я предположить, что стихи мои будут разбирать с помощью  теории Лакана и Башляра.  Читала  очень серьезные работы трех  молодых исследователей ―  и  несколько раз  от души  смеялась, несколько раз ужасалась, несколько раз удивлялась. Могу сказать только одно:  «Здравствуй, племя младое, АБСОЛЮТНО незнакомое!». Пушкин, прости.

Владимир Пряхин

об авторе: Ульяна В. Лебедева

Очень благодарен за глубокую рецензию. Рассмотрение текста в связи с концепцией личности Лакана позволяет проникнуть в сказанное не только на уровне анализа самого текста, но и еще на стадии «дословесного», увидеть изначальный замысел, предшествующий высказыванию. Рад что мое видение предмета, как автора, и видение рецензента совпадают, что бывает далеко не всегда. Хотелось бы опубликовать рецензию и в одном из известных журналов.

Андрей Цуканов
(за автора ― Валерий Галечьян)

Об авторе: Алина Лихачёва

Поражает проницательность Алины Лихачёвой, прибегшей к концепции «лабиринта» при анализе стихотворения Андрея Цуканова «Опять стою…».  После тяжелых, даже трагических испытаний Андрей в мае 2022 г. выполнил давнее желание и уехал восстанавливать силы в Грузию, но через 5,5 месяцев перестал выходить на связь. Сейчас ни один человек в Москве не знает ― сумел ли он выкарабкаться из лабиринта. Уверен, что Андрей был бы впечатлен рецензией незнакомой девушки, сумевшей так глубоко проникнуть не только в суть его произведения, но и в его судьбу.

Хотелось бы поблагодарить А.Ю. Сорочана и в его лице всю кафедру истории и теории литературы Тверского государственного университета за проявленную инициативу, а также всех участников конкурса рецензий. Все рецензируемые авторы высоко оценили творчество студентов и готовы поддержать их порыв. В свою очередь наш Союз тоже не останется в стороне.

Председатель Московского союза литераторов Валерий Галечьян.